Что такое читательский
дневник?
Это тетрадочка, в которую учащиеся будут
записывать свои отзывы о прочитанных книгах. В каждом классе детям выдают
список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском
дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они
ему.
Ведение читательского дневника - это
неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая.
Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для
учителя.
Как заинтересовать ребенка чтением? Как
научить его вести читательский дневник? Что в него писать?
Зачем вести читательский
дневник
Читательский дневник нужно вести не во
время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той
поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на
эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не
просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским
дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать
свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот
дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал
любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из
школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот
дневник своим детям.
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует
педагог, можно выделить несколько видов дневников:
·
дневник-отчет о количестве прочитанных про
себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком.
Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора,
число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей.
Используется в начальных классах;
·
дневник-отчет о прочитанных книгах (учитываются только
названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2016, август 2016 и т.д.).
Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о
книге);
·
дневник-шпаргалка с мини-анализом
произведений (о нём далее).
Что должно быть в читательском дневнике и
как его заполнять?
·
ФИО автора произведения
·
Название произведения
·
Число страниц
·
Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
·
В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории?
Какова была обстановка в стране, где жил автор?
·
Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую
характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и
т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на
которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя?
Почему?
·
Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
·
Отзыв о книге.
·
Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
·
Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто
тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
·
список критической литературы по произведению или автору;
·
выписки понравившихся фраз, выражений;
· краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в
читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать
письмо автору книги или героям и проч.
Как вести читательский дневник
Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой
(18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику
несложно. Лучше взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше.
Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это
тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.
Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется
расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:
- название
произведения и автор,
- дата
прочтения,
- отзыв
или заметка о прочитанном.
Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас
много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от
формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.
Первый столбец
Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название
книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название
литературного произведения, а имя автора часто забывают.
Второй столбец
Второй столбец в читательском дневнике - это дата когда вы читали книгу.
Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один
день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором
столбцее можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или
1.07.2014- 31.08.2014).
Дата - интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет
вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы
О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это
значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.
Последняя колонка в читательском дневнике - это отзыв читателя о книге. В
этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему
понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором
или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке
интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка - это
творчество и видение книги читателем.
Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике
рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же
интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом
прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более
старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы
дополните ее позже.
Примеры читательского дневника
Пример 1
Название книги. Автор
|
Дата прочтения
|
Отзыв
|
«Про мальчика Яшу» Э. Успенский
|
23.07.14
|
Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво
рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с
моей сестрой случались похожие штуки.
|
Пример 2
Пример 3
Можно ли родителям помогать вести
дневник сыну (дочери)?
Да, особенно в начальных классах это может
быть слишком сложным для него. Более того, родителям можно даже читать вместе с детьми и по ходу
чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников
вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы
просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но
лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками
систематически.
Комментариев нет:
Отправить комментарий